В квартирах оппозиционеров ищут деньги ЮКОСа

Обыски прошли у инициаторов проекта «НЕТ!»

Обыски в квартирах и офисах сотрудников незарегистрированных организаций «Открытая Россия» и «Правозащита Открытки», в редакции «МБХ медиа», а также у муниципального депутата столицы Юлии Галяминой прошли в рамках так называемого большого дела ЮКОСа. Об этом говорят оппозиционеры и их адвокаты. Впрочем, они связывают следственные действия и с кампанией против голосования по поправкам к Конституции РФ и последующими попытками оппозиции согласовать протестные митинги. Следственный комитет отказывается комментировать причины и обстоятельства мероприятий.

Утром в четверг представители муниципального депутата Москвы Юлии Галяминой, организации «Открытая Россия» и «МБХ медиа» сообщили об обысках в квартирах коллег. Помимо самой госпожи Галяминой речь шла о координаторах «Открытой России» Татьяне Усмановой и Ольге Горелик, а также о шеф-редакторе «МБХ медиа» Сергее Простакове.

Константин Фомин, пресс-секретарь «Открытой России», ссылаясь на постановления об обысках, пояснил, что они проходили в рамках расследования дела компании ЮКОС 2003–2005 годов. Речь, скорее всего, идет о так называемом большом деле ЮКОСа. По выделенным из него материалам были осуждены глава нефтяной компании Михаил Ходорковский и председатель совета директоров ЗАО МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев. Для обоснования продления самого расследования правоохранительные органы периодически проводят следственные действия, в том числе обыски и допросы.

Муниципальный депутат Юлия Галямина в квартире во время обыска

Муниципальный депутат Юлия Галямина в квартире во время обыска

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Муниципальный депутат Юлия Галямина в квартире во время обыска

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

«Когда я знакомился с постановлением о производстве обыска, я обратил внимание, что срок следствия по делу ЮКОСа был продлен с 7 февраля 2020 года до 2 сентября 2020 года»,— сообщил “Ъ” представляющий интересы госпожи Галяминой адвокат Михаил Бирюков. По его словам, силовики искали доказательства участия депутата «в присвоении и использовании денежных средств, похищенных у "Апатита" и что вся ее деятельность финансируется из похищенных средств». По завершении обыска Юлию Галямину доставили в СКР. Господин Бирюков сообщил “Ъ”, что ее допрашивали о финансировании из-за рубежа, однако она отказалась отвечать на вопросы следствия, сославшись на ст. 51 Конституции, и в настоящий момент находится в статусе свидетеля.

«Реальной причиной обысков может быть заявка на митинг 15 июля на Пушкинской площади (в Москве.— “Ъ”), которую на прошлой неделе в мэрию Москвы подали участники кампании "НЕТ!", выступающие против обнуления сроков Путина»,— предполагает Константин Фомин.

Он добавил, что камеры наблюдения у офиса организации работают, но не записывают изображение уже сутки, причин неисправности никто не знает, «мы предполагаем, что ночью могли подкинуть запрещенные или компрометирующие предметы».

Исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров и координатор Мария Кузнецова были встречены правоохранителями у офиса организации и препровождены внутрь. Они оставались там до вечера, пока проходил обыск.

Правоохранители обыскивали и редакцию «МБХ медиа», а также координатора «Правозащита Открытки» в Томске Алексея Прянишникова. Пресс-служба партии «Яблоко» сообщила, что активистов томского отделения вызвали в полицию для объяснений по поводу их коллективного фото с агитацией «против обнуления» президентских сроков Владимира Путина.

Михаил Ходорковский в эфире «Эха Москвы» в четверг также связал прошедшие обыски с кампанией «НЕТ!».

Собеседник “Ъ” в СКР заявил, что в ведомстве «не комментируют данную тему».

Кампания «НЕТ!» началась за несколько месяцев до плебисцита по поправкам к Конституции и позднее продолжилась как оппозиционное противостояние против его результатов. На прошлой неделе представители проекта «НЕТ!» подали заявки на митинги в Санкт-Петербурге и Москве, однако в четверг стало известно, что мэрии акции протеста не согласовали. В Москве причиной стал запрет на проведение публичных мероприятий в связи с эпидемией коронавируса, в Санкт-Петербурге — несвоевременная подача уведомления о митинге.

Общественная организация «Открытая Россия» была создана акционерами ЮКОСа в 2001 году по инициативе Михаила Ходорковского. В 2006 году она прекращала свою деятельность в связи с арестами счетов по делу ЮКОСа. В 2016 году появилось одноименное общественно-политическое движение, но в марте 2019 года было ликвидировано решением руководства с целью обезопасить активистов от угрозы возбуждения уголовных дел. С апреля 2019 года была создана российская общественная организация «Открытая Россия», которая в настоящий момент добивается регистрации в Минюсте. Сайт «МБХ медиа» был запущен после блокировки Роскомнадзором 11 декабря 2017 года сайта «Открытая Россия», после чего Михаил Ходорковский объявил о создании своего нового интернет-издания.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин отмечает, что дело ЮКОСа «уже семь лет используется как повод» для задержаний и обысков со стороны силовиков. «Это мобилизация с целью не допустить уличных протестов не летом, но осенью, после окончательного снятия всех ограничений (связанных с режимом повышенной готовности из-за эпидемии коронавируса.— “Ъ”),— рассказал “Ъ” господин Салин.— Власть явно прогнозирует усиление протестных настроений и поэтому использует превентивные меры для нейтрализации активистов и информационных ресурсов, которые могут быть использованы».

«Победа в ходе голосования по Конституции далась ценой большого количества усилий, и нет уверенности, что на думских выборах удастся повторить этот подвиг,— говорит политолог Аббас Галлямов.— Риск проиграть Думу в условиях падения рейтингов и растущих протестных настроений существенно возрос. Та же Галямина гарантированно разгромит в Москве любого единоросса. Значит, надо полностью деморализовать оппозицию — и системную, и внесистемную».

Константин Добрынин, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, комментируя соблюдение процессуального законодательства при проведении следственных мероприятий в квартирах и офисах сотрудников «Открытой России», подчеркнул, что следователи многократно нарушили УПК: не допускали адвокатов, лишали граждан, в частности Алексея Прянишникова, права на телефонный звонок, не пускали врачей к сыну Юлии Галяминой, который страдает астмой и при обыске СКР находился в квартире.

Владимир Хейфец, Мария Старикова

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×