У «Звезды» прокатил металл

«Роснефть» добилась создания метзавода в Приморье

«Роснефть» все-таки решила строить металлургический завод на Дальнем Востоке, чтобы обеспечить прокатом верфь «Звезда», заявил глава компании Игорь Сечин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Инвестиции в завод составят $2,2 млрд, а мощность — 1,5 млн тонн стальной и трубной продукции, из которых только четверть переработает сама верфь. Прежде Минпромторг не видел смысла в этом производстве, а металлурги возражали против него, считая проект экономически неэффективным и избыточным.

Президент России Владимир Путин (слева) и глава «Роснефти» Игорь Сечин

Президент России Владимир Путин (слева) и глава «Роснефти» Игорь Сечин

Фото: Пресс-служба Президента России

Президент России Владимир Путин (слева) и глава «Роснефти» Игорь Сечин

Фото: Пресс-служба Президента России

Для верфи «Звезда» в Приморье будет построен металлургический завод мощностью 1,5 млн тонн стальной и трубной продукции, сообщил глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с президентом России Владимиром Путиным. «Порядка 330–350 тыс. тонн сама верфь будет перерабатывать, и новые потребители в регионе также могут воспользоваться этими мощностями»,— заявил Игорь Сечин. Стоимость проекта оценивается в $2,2 млрд. Завод будет построен около бухты Суходол, которая находится недалеко от бухты Большой Камень, где располагается «Звезда». По словам Игоря Сечина, технико-экономическое обоснование подготовлено китайской МСС International Incorporation. Для нового сталелитейного производства также потребуется строительство дополнительных энергомощностей.

Верфь «Звезда» должна стать первой в России, которая сможет строить суда большого дедвейта, в том числе нефтетанкеры и газовозы, методом крупноблочной сборки.

Вопрос обеспечения верфи листом обсуждался в апреле 2019 года на встрече с Владимиром Путиным. Тогда Игорь Сечин говорил, что для полноценной конкуренции с южнокорейскими производителями нужен лист длиной 24 м. По железной дороге лист такой размерности, по его словам, провезен быть не может, поэтому рассматривается строительство металлургического завода. В декабре 2019 года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявлял, что вариант строительства литейного завода в Приморье не рассматривается, но вопрос строительства прокатного стана-5000 с повестки не снят. Министр неоднократно ранее подчеркивал, что необходимости в строительстве дополнительных мощностей нет, так как металлургические заводы могут производить стальной лист нужного формата, а специальный подвижной состав может обеспечить его перевозку. “Ъ” направил запрос в Минпромторг.

Источник “Ъ” в отрасли считает, что дополнительные мощности в 1,5 млн тонн станут избыточными для рынка РФ.

Другой собеседник “Ъ” добавляет, что на Дальнем Востоке будет сложно найти спрос на 1,1–1,2 млн тонн металлопродукции, поскольку верфь заберет лишь 25% выпуска будущего завода.

По словам источника “Ъ” в отрасли, сейчас «Звезда» покупает у российских металлургов 10–15% стали, еще 15–20% в Китае, а остальное — в Южной Корее. Однако иностранные компании не могут участвовать в поставках для атомного ледокола типа «Лидер», заложенного на «Звезде». В октябре 2020 года «Северсталь» поставила для него 1,2 тыс. тонн металлопроката. В сообщении компании говорилось, что заказ впервые был отгружен на наклонных платформах. Кроме «Северстали» поставлять широкоформатный стальной прокат может и ММК. Южнокорейские производители за счет удобной морской логистики могли давать верфи выгодные предложения, рассказывает источник “Ъ”. Однако российским металлургам все равно удавалось заключать контракты благодаря ослаблению рубля, причем с премией к экспортному паритету.

По мнению исполнительного директора Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрата Халикова, для стали стоимость доставки — не слишком важный фактор. Возможно, говорит эксперт, на новом предприятии планируется производство нержавеющей стали или стальной продукции со специальным покрытием. В таком случае строительство целесообразно, так как в России не хватает подобных мощностей.

Евгений Зайнуллин

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×