«Зарубежнефть» добурилась до Казахстана

Компания может начать разведку на суше

Как стало известно “Ъ”, российская государственная «Зарубежнефть» обсуждает с «Казмунайгазом» участие в сухопутных разведочных проектах в Казахстане. Среди возможных вариантов — «Урихтау» и Ural Oil & Gas в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях. Конкретных договоренностей пока нет. В последние годы самым активным инвестором в Казахстан среди российских нефтяников был ЛУКОЙЛ, но в основном на шельфе.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Государственные «Зарубежнефть» и «Казмунайгаз» рассматривают совместные проекты по разведке сухопутных месторождений в Казахстане, рассказал “Ъ” председатель правления казахстанской госкомпании Алик Айдарбаев в кулуарах форума Kazenergy. «Мы открыли комнату данных (data room.— “Ъ”) по некоторым новым разведочным проектам,— сказал он.— У российской компании есть опыт работы в разных странах, на море и, что очень важно, возможность привлечь инвестиции».

Среди таких проектов «Казмунайгаза» — «Урихтау» в Актюбинской области и Ural Oil & Gas (UOG) в Западно-Казахстанской области, пояснил господин Айдарбаев.

«В проекте на западе Казахстана у нас партнеры — китайцы, и мы хотели видеть там российскую компанию, потому что там вопросы — газовые»,— сказал он.

Форма и доли участия не определены и находятся на стадии рассмотрения сторонами, как и другие условия вхождения в потенциальные проекты, пояснили “Ъ” в «Зарубежнефти». Одним из ключевых фокусов долгосрочного развития компании являются проекты по добыче газа, добавили там, и в связи с этим Казахстан рассматривается как перспективное направление.

Проект «Урихтау» включает месторождения Центральный Урихтау, Восточный Урихтау и Южный Урихтау с запасами 12 млн тонн нефти и 40 млрд кубометров газа. Ожидаемая годовая добыча — 500 тыс. тонн нефти и 1,5 млрд кубометров газа. Ural Oil & Gas включает Федоровский блок, на котором открыто Рожковское месторождение, извлекаемые запасы конденсата и газа оценивались в 15 млн тонн и 62 млрд кубометров. Акционеры UOG — «Казмунайгаз» (50%), китайская Sinopec (27,5%) и венгерская MOL (22,5%). Промышленная добыча на месторождении ожидается в 2023 году. В 2018 году UOG договорилась с Nostrum (крупнейший акционер — Тимур Кулибаев) о давальческой схеме по стабилизации конденсата на ГПЗ британской компании с последующим экспортом продукции, а также о продаже газа.

В конце сентября «Зарубежнефть» подписала меморандум с «Казмунайгазом» о совместных проектах в Казахстане, но они не назывались. Среди российских нефтекомпаний наибольшую инвестиционную активность в стране в последнее время проявлял ЛУКОЙЛ, в первую очередь на шельфе. Так, нефтекомпания договорилась о совместной разработке морских месторождений Хазар и Каламкас-море с инвестициями в размере $4,5 млрд, где Минэнерго Казахстана ожидает добычу нефти с 2028 года в объеме 4 млн тонн в год.

Сама «Зарубежнефть» практически не представлена в Средней Азии.

В 2019 году она вошла в паритетное СП Andijanpetro с «Узбекнефтегазом» по разработке в Узбекистане трех выработанных месторождений — Южный Аламышик, Хартум и Восточный Хартум, в 2021 году «Зарубежнефть» ожидает добычу СП в объеме 20 тыс. тонн.

Помимо основного нефтяного бизнеса «Зарубежнефть» в последние годы активно рассматривает расширение своего газового направления как в РФ, так и за рубежом. «Если когда-то наша компания была чисто нефтяная и название "Зарубежнефть" полностью соответствовало этому, то уже через два-три года мы надеемся выйти на соотношение 50 на 50»,— в июне заявлял глава компании Сергей Кудряшов.

В конце 2020 года «Зарубежнефть» приобрела за 1,5 млрд руб. контрольный пакет в «Уралнефтегазпроме», а также 50% в СРП-проекте Tuna в Индонезии, который совместно с ее вьетнамскими активами должен был стать частью газового кластера компании в Юго-Восточной Азии. Также в этом году «Зарубежнефть» получила от «Роснефти» газоконденсатные месторождения на шельфе Вьетнама.

Географию присутствия «Зарубежнефти» на мировых рынках нельзя назвать обширной, и покупка нефтегазовых активов в Казахстане поможет ее расширить, отмечает Дмитрий Маринченко из Fitch.

Интерес к месторождениям на севере Казахстана он объясняет геологией, схожей с российской. Кроме того, добавляет эксперт, для российских компаний в Казахстане вполне понятная бизнес-среда и ровные отношения с РФ — эти факторы снижают инвестиционные риски возможной сделки.

Дмитрий Козлов; Александр Константинов, Нур-Султан

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Юбилейная встреча

FONBET выступит титульным партнером матча в честь 20-летия победы ПФК ЦСКА в Кубке УЕФА

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×