Салым не отпускает Shell

«Газпром нефть» через суд переводит СП в российскую юрисдикцию

По данным “Ъ”, «Газпром нефть» требует через суд перевести свое старейшее совместное предприятие с британской Shell — нидерландское Salym Petroleum Development (SPD) — в российскую юрисдикцию, а также приостановить права иностранного акционера. Российская нефтекомпания считает, что Shell препятствовала функционированию SPD. Суд уже ввел обеспечительные меры, запретив Shell операции с акциями СП. В Shell заявили “Ъ”, что продолжают работу над выходом из салымского проекта, но теперь для совершения сделки потребуется спецразрешение президента РФ.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Структура «Газпром нефти» — «ГПН-Салымские проекты» — требует через суд преобразовать свое зарегистрированное в Нидерландах совместное предприятие с Shell, Salym Petroleum Development N.V, в новое российское ООО «Салым Девелопмент» и «приостановить корпоративные права иностранного инвестора». SPD было создано в 1996 году и владеет шестью лицензиями на месторождения Салымской группы. «Газпром нефть» вошла в капитал СП в конце 2000-х годов, у компании и Shell по 50%.

Арбитражный суд Московской области 25 июля принял иск «Газпром нефти» — ответчики по нему не указаны, а в качестве «иных лиц» выступают SPD и владеющая в нем долей структура Shell — Shell Salym Development B.V. «Газпром нефть» требует ограничить права Shell Salym Development до 2024 года, а именно: право голоса на собрании акционеров, требования выкупа доли по действительной стоимости (по последним данным отчетности), по распоряжению долей в уставном капитале.

В российском подразделении Shell переадресовали вопросы “Ъ” в офис в Лондоне. Там “Ъ” сообщили, что «Shell продолжает работать над выходом из SPD в соответствии с применимыми в этом случае нормативными требованиями и соглашениями». В «Газпром нефти» не ответили “Ъ”.

По мнению «Газпром нефти», основанием для иска стало «совершение Shell Salym, связанным с недружественным иностранным государством, действий, препятствующих функционированию SPD на территории РФ».

Компания считает, что таковыми являются публичное заявление Shell о приостановлении деятельности в РФ, ограничение на продажу нефти дочерней Shell Trading, препятствование продаже нефти в адрес второго акционера «ГПН-Салымские проекты» и иных российских юридических лиц, неоплата поставленной в мае нефти «по указанию Shell Salym» (с мая против «Газпром нефти» действуют блокирующие санкции ЕС). Уже 26 июля суд согласился ввести часть требуемых «Газпром нефтью» обеспечительных мер: в частности, Shell Salym запрещены операции с акциями SPD и действия по выходу из компании, а также расторжение договоров с SPD. «Газпром нефть» просила лишить Shell Salym права на выход из ООО «Салым Девелопмент», но суд ей отказал. Рассмотрение иска продолжится 22 августа.

Shell приняла решение о выходе из всех российских активов (списания оценены в $4 млрд) в конце февраля, осудив военные действия России на Украине. Нефтекомпания продала ЛУКОЙЛу свою крупную сеть АЗС в России, «Газпром нефти» — долю в геологоразведочном СП «Гыдан энерджи», но из других активов выйти не успела. Самый существенный из них — доля в 27,5% в «Сахалине-2». Правительство РФ потребовало от иностранных акционеров «Сахалина-2» до 4 сентября согласиться с перерегистрацией компании в российской юрисдикции (сейчас оператор проекта зарегистрирован в Нидерландах), в противном случае доля иностранного акционера будет продана на аукционе. Руководство Shell дало понять, что, скорее всего, не пойдет на этот шаг. Shell также пыталась найти покупателя на свою долю в SPD, но процесс застопорился, в том числе из-за санкций против «Газпром нефти». По словам двух собеседников “Ъ”, доля Shell в итоге может уйти «Газпрому».

По указу президента РФ от 5 августа акционеры компаний, которые являются резидентами государств, совершающих в отношении России «недружественные действия, не могут совершать сделки с долями и акциями российских обществ, если такие сделки влекут прекращение или обременение владением такими акциями или долями», отмечает юрист «КСК Групп» Александр Шарапов. Если SPD будет преобразовано в российское ООО, это может осложнить выход Shell, считает он, так как ей потребуется запросить согласие на совершение такой сделки у президента РФ.

Дмитрий Козлов, Анна Занина, Яна Рождественская

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Подписывайтесь

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×