Bridgestone пошла проторенной колеей

Производитель продает бизнес в РФ вслед за Nokian

Bridgestone третьей среди крупнейших шинных компаний решила продать российский бизнес. У японской корпорации довольно новый завод в Ульяновске, который работал на полную мощность в 2 млн шин в 2021 году и затем был расширен до 2,4 млн. Аналитики и собеседники “Ъ” на рынке полагают, что актив найдет покупателя. Bridgestone рассматривает в том числе продажу менеджменту — по такому пути пошла Michelin. Nokian уже объявила о продаже своего крупнейшего в РФ шинного завода компании «Татнефть», и, исходя из этой сделки, аналитики оценивают завод Bridgestone примерно в €200 млн.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Bridgestone ищет локального покупателя на российские активы, говорится в заявлении компании. Решение принято в свете общей неопределенности и продолжающихся проблем с поставками в России. Ожидается, что поиск покупателей и закрытие сделки займут несколько месяцев.

Завод Bridgestone в Ульяновске мощностью до 2 млн шин в год запустился в 2016 году, инвестиции в производство составили около 12,5 млрд руб. Помимо завода у компании есть офис в Москве. С марта 2022 года Bridgestone приостановила производство и импорт в РФ, а также заморозила инвестиции. На Россию приходилось менее 2% мирового оборота Bridgestone. Согласно отчету за первое полугодие, компания снизила балансовую стоимость российских активов на ¥13,2 млрд (около $90 млн) к справедливой оценке. Справедливая стоимость рассчитывалась исходя из ставки дисконтирования будущих денежных потоков в 15% и более.

В Минпромторге заявили, что компания рассматривает передачу своих активов в России локальному покупателю — третьей стороне или местному менеджменту, добавив, что на заводе продолжается работа по оптимизации логистики и поставкам сырья.

В декабре 2021 года глава Bridgestone в России и СНГ Джеффри Гловер в интервью «Автостату» говорил, что на экспорт идет 20% от всего производимого в Ульяновске объема: «Из них 10% идет в Западную Европу, а остальные объемы — на рынки ближнего зарубежья». Сейчас санкции ЕС ограничивают не только поставки сырья для шин в РФ, но и запрещают экспорт. В связи с этим, например, Pirelli сообщала о замещении выпуска шин для экспорта на Румынию и Турцию, а Nokian Tyres с самого начала кризиса начала переводить выпуск части продукции на свои заводы вне России и наращивать там объемы производства.

2,4 миллиона

шин в год может производить завод Bridgestone в Ульяновске.

Топ-менеджер также рассказывал о планах дальнейшего расширения производства, упоминая, что «уже завезли новое оборудование». В начале февраля этого года гендиректор Корпорации развития Ульяновской области Сергей Васин сообщал, что только за 2021 год компания вложила свыше 900 млн руб. в развитие площадки в Ульяновске. На сайте местного правительства тогда сообщалось, что текущие мощности завода полностью загружены: «По сравнению с началом 2021 года производственные объемы выросли на 30%».

В российском офисе Bridgestone “Ъ” уточнили, что текущая производственная мощность завода составляет 2,4 млн шин в год. Bridgestone поставляла шины как для первичной (на конвейеры автозаводов), так и для вторичной комплектации автомобилей. Однако собеседник “Ъ” на рынке уточняет, что для любого производителя шин вторичная комплектация — это основной бизнес. Российский рынок легковых шин в последние годы составлял около 30–40 млн штук в год. При этом «Татнефть» сейчас в процессе покупки завода Nokian Tyres мощностью 17 млн шин в год (см. “Ъ” от 29 октября). Кроме того, Michelin в июне заявила о планах по передаче российского бизнеса локальному менеджменту до конца 2022 года.

Собеседник “Ъ” на рынке отмечает, что завод Bridgestone — новый и третий по мощности в РФ после Nokian и Pirelli (если учитывать площадки в Воронеже и Кирове), затрудняясь в нынешней ситуации оценивать перспективы сделки.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что интерес к активу будет — загрузка у Bridgestone менее зависела от экспорта, чем у Nokian Tyres, а также производилась довольно широкая линейка (для легковых и легких коммерческих автомобилей, грузовиков). Он отмечает, что, исходя из ожидаемой стоимости сделки Nokian в €400 млн и выручки компании в РФ, можно оценить актив примерно в €200 млн.

Ольга Никитина

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Юбилейная встреча

FONBET выступит титульным партнером матча в честь 20-летия победы ПФК ЦСКА в Кубке УЕФА

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×