Stopexpress в единственном числе

Сеть магазинов на АЗС осталась у одного владельца

Игорь Кожин, сын бывшего управляющего делами президента России, а ныне сенатора Совета федерации Владимира Кожина, стал единственным владельцем Stopexpress — компании, управляющей более 120 магазинами на АЗС «Газпромнефти». Топливные компании заинтересованы в сотрудничестве с розничными операторами, поскольку это позволяет повысить средний чек и компенсировать снижение прибыли от основного бизнеса, отмечают эксперты.

Фото: StopExpress

Фото: StopExpress

О том, что сын сенатора Совета федерации и бывшего управляющего делами президента России Владимира Кожина Игорь в октябре 2023 года стал единственным владельцем сети Stopexpress, “Ъ” узнал из данных ЕГРЮЛ. До этой сделки ему принадлежало 70% в компании. Ранее 30% ритейлера принадлежало экс-главе «Ленты» Владимиру Сенькину, Константину Лебедеву и их партнерам. Игорь Кожин не ответил на вопросы, переданные “Ъ” через Stopexpress. Владимир Сенькин и Константин Лебедев также не предоставили комментарии.

В управлении Stopexpress находится более 120 магазинов на АЗС «Газпромнефти» в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске и других российских городах. В торговой сети продается готовая еда, закуски, выпечка, товары для автомобилистов. По данным СПАРК, в 2022 году выручка ритейлера составила 3,8 млрд руб., чистый убыток — 104 млн руб.

Игорь Кожин приобрел 70% сети Stopexpress летом прошлого года (см. “Ъ” от 14 июня 2022 года). До этого он не участвовал в проектах, связанных с розничной торговлей. Предприниматель также входит в число совладельцев компании Lanta Talent Solutions, которая предоставляет услуги по аутсорсингу персонала. Но у Игоря Кожина есть опыт работы на топливном рынке. В прошлом он руководил компанией «Гала-Форм», поставляющей топливо сетям АЗС.

Консолидации Игорем Кожиным бизнеса Stopexpress предшествовали судебные разбирательства.

В июне 2023 года Владимир Сенькин в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области потребовал от ООО «Стопэкспресс», головной структуры Stopexpress, предоставить данные о деятельности компании, включая информацию о финансовых результатах за первый квартал 2023 года и движении денежных средств. В свою очередь, Stopexpress попытался взыскать с Владимира Сенькина и Константина Лебедева 29,4 млн руб. и добился ареста их долей, следует из материалов дела. Там же указано, что затем конфликт был урегулирован и стороны отказались от взаимных претензий.

По подсчетам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, стоимость 30% Stopexpress может составлять 200–250 млн руб.

Исходя из этого, весь бизнес сети можно оценить в 660–830 млн руб.

Ритейлер, несмотря на убыточность, имеет хорошие позиции в своей нише и потенциал для масштабирования бизнеса, считает господин Бурмистров. В «Газпромнефти» на вопросы “Ъ” не ответили.

Николай Дорошенко, совладелец сети АЗС «Трасса», в интервью «Ведомостям» в декабре 2022 года:

«Маржинальность (в нетопливном бизнесе АЗС.— “Ъ”) измеряется разами».

Россияне ежемесячно тратят на сопутствующие товары на заправках около 3,5 тыс. руб., подсчитали в Platforma. По данным сервиса, их продажа обеспечивает АЗС 15% выручки. Наиболее эффективным АЗС сопутствующая торговля приносит 30% доходов, оценивает господин Бурмистров.

Государство следит за ценами на бензин, а прибыль владельцев заправок снижается, что стимулирует их диверсифицировать источники доходов, подчеркивает партнер One Story Ольга Сумишевская. По ее словам, в нетопливном бизнесе из-за возможности устанавливать более высокую наценку маржинальность выше, чем у торговли нефтепродуктами. Другие сети АЗС также решили расширить неосновной бизнес. Так, этой осенью ЛУКОЙЛ совместно с «Азбукой вкуса» запустил пилотный магазин на АЗС, а компания «Нефтьмагистраль» анонсировала планы по открытию на своих заправках кафе «Кулинарная лавка братьев Караваевых».

Заправки постепенно превращаются в многофункциональные объекты, что позволяет топливным операторам увеличить время пребывания посетителей и средний чек, отмечает директор практики «Машиностроение и технологии» Strategy Partners Роман Тиняев. Но госпожа Сумишевская предупреждает, что АЗС с низким трафиком генерируют убытки.

Константин Куркин, Санкт-Петербург

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×