Инвестор де-пюре

Структура Юсуфа Алекперова вложилась в рынок детского питания

У структуры Юсуфа Алекперова, сына акционера ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, появились активы на рынке детского питания. Компания стала владельцем 49% белорусского производителя пюре и соков «Белфуд Продакшн». У инвесторов высокий интерес к рынку детского питания, в том числе из-за растущего спроса, а расположение мощностей в Белоруссии не мешает развиваться на российском рынке, указывают эксперты.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Компания «Экто» Юсуфа Алекперова, сына акционера ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, получила 49% в белорусском производителе детского питания «Белфуд Продакшн». Это следует из отчетности «Экто» за 2023 год. Там указана и стоимость вложения — 2,33 млрд руб. В «Экто» и «Белфуд Продакшн» не ответили “Ъ”.

«Белфуд Продакшн» управляет заводом около Витебска, где производит пюре, соки, нектары под брендом «Маленькое счастье». Белорусское агентство БЕЛТА в 2022 году писало, что предприятие может выпускать до 15 млн упаковок в месяц. Агентство также сообщало, что в 2022 году компания занимала 25% местного рынка детского пюре, более 50% продукции экспортировалось, в основном в Россию. В материалах Совета министров Белоруссии владельцем «Белфуд Продакшн» называлась кипрская B.P.G. European Baby Food Ltd, собственники которой неизвестны.

По словам источника “Ъ”, знакомого с активом, «Белфуд Продакшн» основана местными предпринимателями, которые в 2023 году начали искать покупателей на бизнес.

По словам собеседника “Ъ”, консультантом сделки могла выступать Swan Lake Capital из Минска. Инвесторам в 2023 году предлагалось 100% актива, добавляет он. CEO Swan Lake Capital Антон Яхимович оперативно “Ъ” не ответил.

Основные активы «Экто» сотрудничают с ЛУКОЙЛом. В состав холдинга Юсуфа Алекперова входят железнодорожный оператор «Вестерн Петролеум Транспортейшн», нефтесервисная компания «ВэллТех», где 49% владеет ЛУКОЙЛ, 50% автодилера «Лукавто». На рынке товаров повседневного спроса (FMCG) «Экто» владеет брендом энергетических напитков Plan B, который, согласно данным на сайте, продается на АЗС ЛУКОЙЛа, «Татнефти», а также в сети «Алкотека».

Источник “Ъ” считает, что инвестиции «Экто» в «Белфуд Продакшн» были вложением в капитал, и стороны могли согласовать условия выхода, связанные с достижением определенных показателей. Инвестиционный банкир Илья Шумов отмечает, что совместное владение снижает риски нового собственника, сохраняя потенциал бизнеса.

685 миллионов условных банок

фруктового детского питания выпущено в России в январе—феврале 2024 года, по данным Росстата.

По словам источника “Ъ”, у «Белфуд Продакшн» должны быть хорошие мощности и, вероятно, есть потенциал увеличения продаж. Но, добавляет он, политическая ситуация в Белоруссии может накладывать свои риски и ограничения. Как отмечает Илья Шумов, расположение в Белоруссии несет риски, но, учитывая активную интеграцию России и Белоруссии в последние годы, вряд ли кто-то оценивает эти риски как существенные. По его словам, российские инвесторы, покупая активы в Белоруссии, скорее видят плюсы, так как мультипликаторы по таким сделкам, как правило, ниже, чем в России, а рынок сбыта тот же. В последнее время, добавляет он, число предложений о продаже активов из Белоруссии растет.

Как отмечает господин Шумов, производители продуктов в целом востребованы у инвесторов, а интерес к активам в выпуске детского питания еще выше из-за ограниченного предложения и роста сегмента. По данным NielsenIQ, в 2023 году продажи детского питания в России увеличились на 6,8% в упаковках и на 8,4% в деньгах. Наибольшими темпами в натуральном выражении росли продажи детских батончиков мюсли и мармелада — на 38% и 35%, напитков — на 19,5%, вязкого детского питания — на 18,1%, по подсчетам NielsenIQ.

Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев говорит, что конкуренция среди производителей детского пюре высока, но у игроков есть возможности для развития за счет вложений в маркетинг и грамотной ценовой политики. Кроме того, добавляет он, многие потребители в России воспринимают Белоруссию как место производства качественных и натуральных продуктов.

Анатолий Костырев, Дмитрий Козлов

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×