Торговля наращивает профицит

Российский экспорт в марте разогнали нефтяные цены

Невысокие показатели российской внешней торговли в начале года в марте сменились ростом: по оценке ЦБ, сальдо торговли товарами в платежном балансе выросло более чем вдвое по сравнению с февралем, до $16,9 млрд. Это, вероятно, объясняется повышением цен на нефть и ростом поставок — его фиксирует Международное энергетическое агентство (МЭА) в мартовском же отчете. Данные китайской торговли также свидетельствуют об увеличении поставок из РФ — российский импорт при этом также растет, но более умеренно.

Импорт пока отстает от разгоняющегося российского экспорта

Импорт пока отстает от разгоняющегося российского экспорта

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Импорт пока отстает от разгоняющегося российского экспорта

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Сальдо внешней торговли РФ в январе—феврале сократилось год к году на 14,6%, до $16,9 млрд, следует из опубликованных в пятницу данных ФТС. Экспорт товаров из РФ, по данным службы, снизился на 7,6%, до $58,5 млрд, импорт — на 4%, до $41,6 млрд. Данные учитывают статистическую стоимость декларируемых товаров, пояснял ранее врио ФТС Руслан Давыдов.

Разбивка по регионам (данные по отдельным странам по-прежнему закрыты) показывает снижение экспорта в Европу вполовину, до $9 млрд (эта статистика уже частично учитывает эмбарго на поставки нефтепродуктов из РФ, вступившее в силу 5 февраля 2023 года), в Азию поставки год к году выросли на 10%, до $45,2 млрд, в страны Америки — почти на треть, в Африку — почти не изменились. Импорт же из Европы и Америки за это время снизился более чем на 18%, из стран Азии — вырос на 3,9%. Экспорт из РФ минеральной продукции за январь—февраль составил $36,6 млрд (минус 10,7%), металлов и изделий из них — $7,5 млрд (минус 10,4%), продукции АПК — $6,3 млрд (минус 1,9%). Импорт машин, оборудования, транспортных средств и других товаров при этом составил $21 млрд (плюс 4,9% год к году), продукции химпрома — $8 млрд (минус 16,8%), продовольствия и сельхозсырья — $5,4 млрд (минус 10,4%).

В марте, однако, тренд развернулся: в оценке платежного баланса ЦБ сальдо торговли товарами составило $16,7 млрд против $7,7 млрд в феврале и $6,8 млрд в январе.

Это вызвано увеличением экспорта до $39,6 млрд ($30,3 млрд в феврале, $28 млрд в марте) при совсем незначительном, до $22,9 млрд, росте импорта. Заметим, глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже предупреждала, что избыточный спрос будет давить и на импорт (о разрыве выпуска в РФ — см. текст рядом). Оценку подтверждают и данные китайской таможенной службы (Китай теперь крупнейший торговый партнер РФ и импортер российских энергоресурсов): импорт КНР из РФ за месяц увеличился на 7,3% (год к году), до $11,9 млрд. Экспорт в РФ также вырос, но менее значительно — на 2,6% к марту 2023 года, до $7,6 млрд. Общий же объем внешней торговли КНР вновь показал отрицательную динамику: экспорт сократился на 7,5% год к году, импорт — на 1,9%. Поставки нефти в страну при этом сохранились на сопоставимом уровне как в объемах, так и в деньгах. В начале года китайская торговля показывала улучшение показателей, но это может объясняться более слабой базой 2023 года, когда страна только снимала ковидные ограничения.

Данные МЭА, в свою очередь, фиксируют рост экспорта сырой нефти из РФ: в марте он увеличился на 400 тыс. баррелей в сутки (б/с) к февралю, поставки нефтепродуктов при этом сократились на 200 тыс. б/с (в агентстве связывают это падение с атаками дронов на российские НПЗ, а также ремонтами и запретом на экспорт бензина, введенным в конце февраля). Цены на экспортную российскую нефть в среднем за месяц выросли на $1,8 за баррель (до $72,37), дисконты к Brent сокращались, а к дубайскому сорту, напротив, росли, что отражает трудности с поставками из-за усиления вторичных санкций — часть танкеров, направлявшихся в Индию, разгрузилась в Китае, пишут в МЭА. В агентстве теперь скромнее оценивают перспективы глобального спроса на нефть — в этом году он может вырасти на 1,2 млн б/с, в следующем — еще меньше, на 1,1 млн б/с. Этот процесс будет сопровождаться снижением доли Китая в общем приросте: в 2023 году страна обеспечила 79% глобального увеличения потребления нефти, в этом году показатель упадет до 45%, в следующем — до 27%, ждут в МЭА. Цены на нефть при этом продолжают расти — Brent в начале апреля превысила $90 за баррель на фоне усиления геополитических рисков, рынок закладывает и возможные последствия сокращения поставок российских нефтепродуктов.

Татьяна Едовина

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×