Новак не согласился с термином «военное кейнсианство» применительно к России

Вице-премьер Александр Новак заявил, что для описания текущей модели российской экономики не совсем корректно применять термин «военное кейнсианство», в основе которого лежит идея государственного регулирования для защиты от негативных последствий экономического спада. Господин Новак считает, что сейчас в России развивается суверенная экономика, которая реагирует на рыночную конъюнктуру, учитывает и формирует спрос.

Заместитель председателя правительства России Александр Новак

Заместитель председателя правительства России Александр Новак

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Заместитель председателя правительства России Александр Новак

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Отвечая на вопрос РБК о том, можно ли применять термин «военное кейнсианство» для описания той модели экономики, которая сложилась сейчас в России, Александр Новак сказал: «Кейнсианство по определению это политика увеличения государственных расходов в условиях спада экономики, отсутствия инвестиционной активности бизнеса и низкой потребительской активности населения. То есть государство "замещает" частные инвестиции и спрос». Однако в России, как указал вице-премьер, фиксируется «настоящий бум» — рост и инвестиций, и потребления, а государство только поддерживает его.

Господин Новак отметил, что роль частного сектора и населения России в ускорении экономического роста и масштабной инвестиционной активности «неоспоримы и значительно превосходят вклад государства». По данным Росстата, в первом квартале 2024 года инвестиции в основной капитал в стране выросли на 14,5% в годовом выражении. В номинальном выражении объем инвестиций составил 5,9 трлн руб.

По словам вице-премьера, сейчас в России идет развитие суверенной экономики, которая «не только реагирует на рыночную конъюнктуру и учитывает спрос, а сама формирует этот спрос — экономики предложения».

Комментируя состояние российской экономики в интервью телеканалу «Аль-Арабия», Александр Новак признал, что западные санкции повлияли на доходы страны. В то же время он указал, что ограничения, введенные странами Запада, заставили Россию больше сосредоточиться на отечественной промышленности и научно-исследовательских институтах, а не полагаться на импорт. «Санкции позволили нам ускорить рост внутреннего рынка и потребления, что, в свою очередь, увеличило наш валовой внутренний продукт»,— сказал он.

Вместе с тем господин Новак не согласился, что Россия перешла на «военную экономику». Вице-премьер, как и в комментарии для РБК, заявил, что российская экономика — это экономика предложения, которая развивается для удовлетворения всех потребностей, в том числе социальных.

Подробнее о том, как власти оценивают будущее российской экономики, — в материале «Ъ» «Изучение пределов возможного».

Милена Костерева

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.