С Каспия повеяло танкерами

У ОСК может появиться судостроительный проект с бакинским заводом

У РФ может появиться новый совместный проект с Азербайджаном. Как сообщил президент РФ Владимир Путин, государственная Объединенная судостроительная корпорация и Бакинский судостроительный завод займутся созданием танкеров «река-море» для перевозки нефтепродуктов. Такие суда могут заместить нефтеналивной флот времен Советского Союза, но их работа будет ограничена временем навигации на связывающем Каспийский и Азово-Черноморский бассейны Волго-Донском канале.

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) совместно с Бакинским судостроительным заводом займутся выпуском танкеров класса «река-море» для перевозки нефтепродуктов. Об этом сообщил президент РФ Владимир Путин по итогам переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Баку 19 августа. Других подробностей он не привел. В ОСК и на Бакинском судостроительном заводе “Ъ” оперативно не ответили.

Бакинский судостроительный завод (BSY) основан в 2011 году. Среди учредителей — государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR), Азербайджанская инвестиционная компания (AIC) и Keppel Offshore Marine (KOM). Занимается строительством морских судов обеспечения, буксиров, танкеров, пассажирских судов и т. д.

ОСК включает более 40 предприятий, в том числе верфи, судоремонтные и машиностроительные заводы, которые формируют основную часть российского судостроительного комплекса. Принадлежащие государству 100% акций ОСК с 2023 года переданы в управление ВТБ.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что речь может пойти о продолжении серии танкеров проекта RST12C, которые Бакинский судостроительный завод строит по заказу Азербайджанского каспийского морского пароходства (ASCO). По его словам, ASCO может стать заказчиком и танкеров в рамках совместного проекта с ОСК.

Дедвейт RST12C в море — около 8 тыс. тонн и 5,4 тыс. тонн в реке. Танкер предназначен для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, в том числе бензина. Судно способно заходить в неглубокие порты Каспийского бассейна и проходить Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы.

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев говорит, что строительство современных танкеров смешанного плавания «река-море» вместо убывающего флота времен Советского Союза позволит расширить возможности поставки на мировой рынок нефтепродуктов как на Азово-Черноморском, так и Каспийском маршрутах.

Александр Новак, вице-премьер, о сотрудничестве с Азербайджаном 19 августа, «Интерфакс»:

«У нас давние связи в газовой сфере, в нефтегазовой».

Лимитирующим обстоятельством аналитик называет гарантированные габаритные глубины связывающего Каспийский и Азово-Черноморский бассейны Волго-Донского канала, составляющие 3,65 м. По его словам, это позволяет использовать нефтеналивные суда дедвейтом чуть более 5 тыс. тонн — старые «Волгонефти», а также относительно новые танкеры проектов RST27, RST25 и 19614. Навигация на Волго-Донском канале длится восемь месяцев — с апреля по ноябрь.

Михаил Бурмистров отмечает, что роль ОСК в совместном проекте пока остается неочевидной. По словам эксперта, схожие по параметрам танкеры, например RST27M, ОСК может серийно строить в России на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде или в Астрахани, поэтому выбор завода в Баку едва ли может быть связан с нехваткой судостроительных мощностей в РФ.

А для Бакинского судостроительного завода, предупреждает господин Бурмистров, сотрудничество с ОСК, в отношении которой введены санкции США и ЕС, может привести к попаданию под вторичные санкции, а это грозит прекращением поставок ряда импортных комплектующих, в первую очередь двигателей.

По данным Reuters, в июле РФ увеличила экспорт нефтепродуктов через морские порты на 1,1% относительно июня, до 9,28 млн тонн. В частности, экспорт нефтепродуктов через балтийские порты Приморск, Высоцк, Санкт-Петербург и Усть-Луга в июле сократился на 4,6% к июню, до 5,03 млн тонн. Поставки через Архангельск и Мурманск упали на 59,2% к июню, до 43,6 тыс. тонн. А перевалка через порты Азово-Черноморского бассейна выросла на 17,5% к июню, до 3,58 млн тонн.

Анатолий Костырев, Дмитрий Козлов

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Полная готовность

Сборная Федерации падела России провела открытую тренировку и представила игровую форму

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×