Дизель забуксовал

Сокращение нефтепереработки уменьшает экспорт топлива

Экспорт российского дизельного топлива в октябре рискует стать самым низким в этом году, а возможно, даже и за последние четыре года. Поставки снизились на 15% относительно месяца ранее, до менее чем 700 тыс. баррелей в сутки, в связи с уменьшением объемов переработки из-за продолжающихся ремонтов на НПЗ и сокращением ее рентабельности. Аналитики ожидают, что с ноября нефтекомпании начнут восстанавливать поставки за рубеж.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Российские нефтекомпании сократили экспорт дизельного топлива и газойля за 30 дней октября относительно предыдущего месяца на 15%, до 685 тыс. баррелей в сутки (б/с), следует из данных Kpler, с которыми ознакомился “Ъ”. Это самый слабый уровень поставок с октября 2020 года, когда, по данным аналитической компании, экспортировалось около 600 тыс. б/с дизтоплива.

До октября, по данным Kpler, минимальный объем поставок в этом году был в августе (около 730 тыс. б/с). Еще в начале этого года экспорт дизтоплива превышал 1 млн б/с и был максимальным в январе — почти 1,2 млн б/с.

Как и прежде, крупнейший импортер российского дизтоплива с долей 44% — Турция, куда поставки сократились на 10%.

Второй по величине потребитель — Бразилия снизила объемы закупок более чем вдвое, до 81 тыс. б/с. Но эти страны могут еще улучшить статистику в связи с тем, что направление еще 110 тыс. б/с топлива из РФ Kpler пока не может определить. Турция замещает недостающие объемы поставками дизтоплива из Саудовской Аравии, Бразилия — из США.

Сокращение экспорта топлива происходит на фоне снижения нефтепереработки в октябре, которая, по данным “Ъ”, находится на минимальном уровне с 2022 года — 5,1 млн б/с. Это связано в основном с тем, что российские нефтекомпании все еще не завершили ремонты на ряде НПЗ, которые перезапустят свои установки не ранее ноября. Тенденцией последних лет стало то, что в условиях введенных в 2022 году санкций ЕС против российской нефтепереработки НПЗ увеличивают сроки ремонтов. Кроме того, заводы РФ в этом году неоднократно подвергались атакам украинских дронов.

Ожидается, что с ноября НПЗ постепенно будут восстанавливать нефтепереработку, а вслед за этим и экспорт. Так, например, вероятно, в ноябре перезапустится Туапсинский НПЗ «Роснефти», который произвел в 2023 году около 3 млн тонн дизтоплива, а в этом году выпуск будет ниже. По информации Reuters, завод планирует переработать в ноябре 480 тыс. тонн нефти.

Падение экспорта дизтоплива и газойля в первую очередь связано с сезонными ремонтными работами, вследствие которых нефтепереработка упала до самого низкого с мая 2022 года уровня, комментирует Виктор Катона из Kpler.

По его мнению, приостановление нефтепереработки на Туапсинском НПЗ сильно сказалось на поставках дизеля из Черноморского региона, параллельно с этим экспорт из Новороссийска снизился на фоне ремонтных работ на Волгоградском НПЗ ЛУКОЙЛа и Новокуйбышевском НПЗ «Роснефти».

По словам аналитика, помимо ремонтов роль сыграли падение дизельных крэк-спредов (разница между ценой нефти и нефтепродуктов) и в целом слабая маржа нефтепереработки. Как считает господин Катона, Туапсинский НПЗ был приостановлен именно из-за слабой маржи, а не из-за принесенного атаками дронов урона. Возвращение этого завода с ноября с загрузкой в 50%, рост мазутных крэк-спредов и в целом положительная корректировка маржи нефтепереработки приведут к тому, что ноябрь будет сильнее в плане экспорта, прогнозирует Виктор Катона.

В среднем по стране чистая маржа нефтепереработки находится на очень приличном уровне для всех технологически оснащенных предприятий, считают в «Петромаркете». По данным компании, для типового «бензинового» НПЗ чистая маржа находится на уровне 9,6 тыс. руб. за тонну, для типового «дизельного» — 9,8 тыс. руб. за тонну, типового простого НПЗ — 700 руб. за тонну.

Дмитрий Козлов

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Подписывайтесь

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×