Нефтяники не вывозят

У НПЗ возникли проблемы с отправкой груженых цистерн

Как стало известно “Ъ”, нефтяники столкнулись с отказами ОАО РЖД в приеме груженых цистерн с НПЗ, в ряде случаев, по данным участников рынка и логистов, к перевозке не принимается свыше 40% объема суточной погрузки. Нефтяники говорят об угрозе срыва поставок на внутренний рынок, в ОАО РЖД настаивают, что основная причина невыполнения плана — непредъявление груза к перевозке: это подтверждается отметками грузоотправителя в системе суточного планирования.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Нефтепереработчики жалуются на неприем ОАО РЖД нефтепродуктов с НПЗ к перевозке или задержки с отгрузкой. Входящий в контур «Роснефти» «РН-Транс» в письме главе ЦФТО ОАО РЖД Дмитрию Муреву и начальнику Центральной дирекции движения ОАО РЖД Михаилу Глазкову от 28 января (есть у “Ъ”) констатирует тяжелую ситуацию с приемом к перевозке груженого парка по Самарской группе НПЗ и Ангарской нефтехимической компании (АНХК). Как сказано в письме, на 28 января в ожидании оформления простаивает 498 вагонов, доля непринятых к перевозке груженых вагонов от общей суточной погрузки — 47% по Самарской группе НПЗ и 41% по АНХК.

Первый замгендиректора «РН-Транса» Михаил Белоусов просит дать указания причастным руководителям обеспечить своевременный прием груженых вагонов по станциям погрузки.

Похожее письмо (есть у “Ъ”) 28 января господин Белоусов направил начальнику Восточно-Сибирской железной дороги Василию Фролову, отмечая, что за 27 дней января со станции Суховская не принято по согласованному суточному клиентскому плану погрузки 703 вагона с АНХК. «Отсутствие ритмичности по приему груза... создает риски срыва своевременной выгрузки запланированных объемов в портах Дальнего Востока и, как следствие, смещение танкерных партий, которые в условиях санкционного давления могут существенным образом повлиять на работу ПАО НК "Роснефть"»,— указывается в письме. В обращении от 30 января (“Ъ” также видел документ) «РН-Транс» отмечает ограничения со стороны ОАО РЖД в части приема к перевозке минеральных масел со станции Загородняя и этанола со станции Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги. В «Роснефти» от комментариев отказались.

Другие нефтяники так же испытывают сложности. 31 января начальник управления наземного транспорта «Газпром нефти» Игорь Деревицкий направил Дмитрию Муреву письмо (есть у “Ъ”) «касательно срыва поставок нефтепродуктов». Он информирует о рисках обеспечения топливом российских потребителей в феврале из-за отказа ОАО РЖД в плановой перевозке нефтепродуктов Омского, Московского НПЗ и Ярославского НОС. «Отказы проявляются в виде массового (более 25% от заявленных объемов) отклонения заявок на перевозку грузов формы ГУ-12»,— сообщается в письме. Так, на 30 января отклонены заявки объемом 396,9 тыс. тонн, в том числе 242,9 тыс. тонн во внутрироссийском и 154 тыс. тонн в экспортном сообщении. Как сказано в письме, помимо угрозы срыва государственных задач по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок ситуация приведет к разгрузке НПЗ и снижению грузопредъявления на железнодорожный транспорт с недополучением ОАО РЖД тарифной выручки в 800 млн руб. В «Газпром нефти» “Ъ” сообщили, что находятся в постоянном конструктивном диалоге с ОАО РЖД и «все возникающие вопросы, связанные с перевозкой нефтепродуктов, решаются в рабочем взаимодействии».

Один из источников “Ъ” в отрасли говорит, что с момента вступления в начале 2025 года в силу правил недискриминационного доступа (ПНД), где нефтепродукты утратили приоритет, ОАО РЖД стало легче объяснять сложности с их вывозом с заводов.

Хотя ПНД, говорит другой собеседник “Ъ”, не касаются объемов и ими странно объяснять, почему на февраль согласовывают меньше заявок, чем на январь. По рабочей информации, говорит источник, по итогам первой недели февраля среднесуточная погрузка нефти и нефтепродуктов сократилась на 16% год к году и на 12% к январю. «Если возлагать вину на ПНД,— говорит он,— ОАО РЖД должно показать, кто поехал выше нефтепродуктов, а оно не может: угольные соглашения на этот год очень узкие, тезис про рост контейнеров не подтверждается». И ОАО РЖД, продолжает источник “Ъ”, срезает заявки по нефтеналиву по стандартным, а не новым направлениям. Третий собеседник “Ъ” называет одной из причин сбоев в отгрузке дефицит работников на самих НПЗ, в частности наливщиков, из-за чего срываются сроки выхода вагонов с завода. «А если вагон не предъявлен к перевозке в конкретную дату, "пропихнуть" его в другие даты почти невозможно, так как мощности железной дороги забронированы другими грузами по ПНД»,— добавляет он.

В ОАО РЖД отметили, что перевозки нефтепродуктов, особенно во внутреннем сообщении, находятся на особом контроле и пользуются повышенным приоритетом при согласовании отправки по лимитирующим направлениям.

«Причины недогруза необходимо рассматривать комплексно, разбираться в каждом конкретном случае, так как выполнение плана зависит не только от возможностей ОАО РЖД»,— сказали в ОАО РЖД.

Там уточнили, что по всем площадкам «РН-Транса» объем согласованных заявок на февраль на 5% выше уровня января. При этом, добавляют в ОАО РЖД, за первую декаду февраля площадками «РН-Транса» не предъявлено к перевозке более 450 тыс. тонн согласованных объемов, в том числе по АНКХ — 24,2% от плана, по Самарской группе НПЗ — 21%. За январь, согласно ОАО РЖД, «РН-Транс» не предъявил 4,5% согласованных грузов. У «Газпромнефть-Логистики», продолжают в монополии, общий согласованный объем погрузки на февраль на 0,4% выше январского с учетом ожидаемого роста поставок на экспорт на 13,5% и планируемого снижения внутренних поставок на 6,4%.

В ОАО РЖД указывают, что непредъявление груза к перевозке по согласованным направлениям — основная причина невыполнения плана, что подтверждается отметками грузоотправителя в системе суточного планирования. Нефтеналивные грузы относятся к высокодоходной категории, ОАО РЖД заинтересовано в каждой дополнительной тонне и совместно с нефтяниками в оперативном режиме ищет возможности по увеличению отгрузки, отмечают в ОАО РЖД.

Наталья Скорлыгина

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×