Атака на КТК: удастся ли Казахстану оставаться "над схваткой"?
© Photo : КТК КТК – трубопроводный нефтепровод Тенгиз–Новороссийск, действующий на территории Казахстана и России

© Photo : КТК
Подписаться
Нефтегазовый эксперт Олжас Байдильдинов потребовал от казахстанских властей четко артикулировать свою позицию
АСТАНА, 18 фев — Sputnik. Известный блогер, советник ряда нефтегазовых компаний и недавний ведущий авторской телепрограммы "Нефть" Олжас Байдильдинов заявил, что "Казахстан должен четко обозначить позицию по атаке на КТК".
Об этом он написал в своем Telegram-канале. Он обратил внимание на то, что 53,8 из 63 млн тонн нефти, которая ежегодно прокачивается по сети Каспийского трубопроводного консорциума - это нефть, добываемая на казахстанских месторождениях Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане. И это составляет 86% от загрузки всего КТК.
По его мнению, именно это объясняет, что "практически все крупные российские СМИ выходили с заголовками об атаке на казахский нефтепровод".
Эксперт уверен, что "в атаке не было военного смысла".
"…Эта нефть не направляется на передовую, не идет на переработку в РФ, она направляется американскими и европейскими компаниями на свои НПЗ в Европе, и эта атака - сигнал Украины им. Но страдает, конечно, наша "нефтянка", - считает Олжас Байдильдинов.
Эксперт упомянул, что в марте 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в телефонном разговоре с Владимиром Зеленским указывал на необходимость переговоров для прекращения военных действий.
"В дальнейшем Казахстан всегда подчеркивал нейтралитет и призывал к мирным переговорам", - акцентировал внимание эксперт.
А в конце 2024 года на специальном экстренном совещании казахстанский лидер поручил правительству страны принять срочные меры по обеспечению безопасности основных военных и гражданских объектов в связи с эскалацией ситуации вокруг Украины
"Казахстан был готов оказать содействие в мирных переговорах, соблюдал санкционный режим, однако это не помешало украинским силам ударить по крупной нефтеперекачивающей станции КТК", - отмечает Олжас Бадильдинов.
Он обращает внимание, что в нефти, которая поступает в общий трубопровод, и которую нельзя разделить и прокачивать отдельно, есть и нефть национальной компании "КазМунайГаз". Кроме того, КТК является международным консорциумом российской, американской, европейской и казахстанской компаний.
"Все это время КТК, морская инфраструктура, нефтяные танкеры были за скобками всех боевых действий и санкций - и в этом большая победа руководства консорциума и Казахстана", - отмечает эксперт.
За три года с начала СВО объекты не подвергались атакам, КТК был выведен из всех санкционных списков - мог покупать любые необходимые материалы и оборудование. А согласно Указу президента Российской Федерации Владимира Путина, акционерам и кредиторам консорциума были разрешены выплаты дивидендов и кредитов – эксперт назвал это "исключительной привилегией".
"Подчеркну еще раз: КТК три года был за скобками всех "разборок". Вчера это изменилось. Уже традиционно, услышал в вопросах одного казахстанского СМИ повторение нарративов о "плохой России": мол почему Россия не защищает наш нефтепровод и нашу нефть? Пришлось эмоционально ответить: может, Вы лучше задавите вопрос тем, кто атакует наш нефтепровод - зачем они это делают? КТК - это 1,5 тысячи километров нефтепроводов и куча нефтеперекачивающих станций и хранилищ. На охрану такого объекта потребуется целая армия", - отметил эксперт.
Он также упомянул, что прямые затраты на устранение последствий атаки на всех акционеров КТК, включая казахстанские компании, а долгосрочные атаки "могут отразиться и на экспорте нефти из РК, и на поступлениях в бюджет, и даже на курсе тенге".
"Атаки на российские НПЗ, казавшиеся многим такими далекими и не влияющими на нас, на самом деле проходили вблизи наших границ", - напомнил эксперт своим читателям.
При этом он обратил внимание, что снижение нефтепереработки в России может отразиться и на дефиците топлива в Казахстане, так как республика импортирует оттуда 11% от собственного производства нефтепродуктов
"Казахстан должен защищать свои активы, это важно и для сохранения инвестиционного климата", - резюмировал эксперт.
Яркое и эмоциональное, но вполне аргументированное выступление эксперта не могло не вызвать комментарии других персон медиа-рынка Казахстана.
В качестве контраргумента критики его позиции привели "технический довод". По мнению некоторых экспертов, подвергшаяся террористической атаке беспилотников нефтеперекачивающая станция (НПС) "Кропоткинская", "не задействована в схеме прокачки казахстанской нефти в порт Новороссийск", и "качает нефть в другом направлении", минуя порт Новороссийск.
Чтобы подтвердить или опровергнуть это мнение мы обратились в пресс-службу Каспийского трубопроводного консорциума. Нам терпеливо разъяснили, что нефтяную смесь, поставленную грузоотправителями в общий трубопровод, нельзя разделить на "казахскую и неказахскую". А нефтеперекачивающие станции существуют для того, чтобы поддерживать в трубопроводе нормативное давление – так сказать, "толкать нефть по трубе". Поэтому вывод из строя даже одной НПС неизбежно приведет к снижению мощности трубопровода, изменению графика прокачки, а, значит, "некоторым потерям и затратам". В том числе и затратам казахстанских компаний.