Атака беспилотников по КТК повлияет на оценку инвестклимата в Казахстане - эксперт

© Photo : KazenergyОлжас Байдильдинов
Олжас Байдильдинов - Sputnik Казахстан, 1920, 21.02.2025
Подписаться
Из-за повреждений инфраструктуры Каспийского трубопроводного консорциума после атаки украинских БПЛА, бюджет Казахстана может не досчитаться порядка 300 миллиардов тенге. Однако Казахстан пока не принял шаги для защиты инвесторов
АЛМАТЫ, 21 фев — Sputnik. Потери бюджета Казахстана после удара беспилотников по инфраструктуре Каспийского трубопроводного консорциума, через которую в западные страны попадает большая часть добываемой в нашей стране нефти, может составить 300 млрд тенге $600 млн, что соответствует годовому бюджету небольшой области Казахстана, заявил эксперт Олжас Байдильдинов.

Казахстан, Россия, Запад: КТК выгоден всем

Комментируя атаку украинских беспилотных летательных аппаратов на инфраструктуру КТК, Олжас Байдильдинов напомнил, что этот консорциум даже после начала специальной военной операции находился на особом положении и не попадал ни под какие санкции в отношении России. В первую очередь потому, что он является международным, и крупные западные нефтедобывающие компании, работающие в Казахстане, были напрямую заинтересованы в бесперебойных поставках в Европу и далее своей продукции.

"Это международный консорциум, благодаря которому те же американские и европейские компании, которые добывают нефть в Казахстане, транспортируют ее по этой трубе. Когда компании инвестируют большие деньги в нефтяные месторождения, они должны понимать, как эта нефть будет попадать на мировые рынки. И КТК - это был выбор общий.

В этом консорциуме есть доля России, Казахстана и тех же самых американских и европейских компаний, которые выделяли кредиты на строительство нефтепровода", - объясняет Байдильдинов.

По его словам, КТК как международный консорциум был выведен из всех санкционных пакетов, мог спокойно покупать оборудование и материалы для своей работы.
"Например, выносные причальные установки. Это очень высокотехнологичный продукт. Они производились в США. Повторюсь, КТК был выведен из-под всех санкций. Более того, указом президента РФ Владимира Путина КТК был включен в очень ограниченный список компаний, которые могли выплачивать дивиденды и кредиты своим акционерам и кредиторам. То есть, когда в феврале-марте 2022 года начиналась вся санкционная истерия, Россия ввела зеркальные меры в отношении иностранных компаний на своей территории, и им запретили выводить деньги. Но для КТК сделали исключение", - констатирует Байдильдинов.
Именно по этой причине, по словам эксперта, все последние три года на инфраструктуру КТК, на нефтеналивные танкеры не было никаких атак. Ведь украинские силы понимали, что это не нефть Казахстана или России, а в большей степени нефть американских и европейских компаний.
То же самое было озвучено и на совещании с участием Владимира Путина, прошедшем накануне.

"Там говорили про СРП (соглашение о разделе продукции - Sputnik). Я рад, что такие слова там звучали, и все знают, что это соглашение о разделе продукции, и что эта нефть, в общем-то, в большей степени не казахстанская и не российская, а именно американцев и европейцев, и идет эта нефть в Европу, на их же нефтеперерабатывающие мощности. То есть, здесь большой смысл не просто добывать нефть в Казахстане на льготных условиях, а в том, чтобы она шла именно в Европу, на их НПЗ", - говорит Байдильдинов.

Почему и как Казахстану нужно ответить на атаку

Атака беспилотников на инфраструктуру КТК, ответственность за которую на себя уже взял Киев, по словам эксперта, говорит о том, что определенные силы в украинской столице вполне сознательно решили подвергнуть участников консорциума, в том числе и Казахстан, убыткам.

"Если отталкиваться от той информации, которую КТК огласил, что где-то на полтора-два месяца у них на 30-40% снизится объем перекачки, потому что нефтеперекачивающая станция требует восстановления… И если посчитать, что в прошлом году 53,8 млн тонн было экспортировано из Казахстана чисто по КТК, то это получается, что за два месяца объем, который будет снижен - это примерно 2,7 млн тонн. То есть порядка $1,4 млрд недополучат нефтяные компании в целом. В том числе и бюджет Казахстана", - навскидку подсчитал Олжас Байдильдинов.

С учетом того, что с 2025 года, после расширения добычи нефти на Тенгизском месторождении, объемы прокачки черного золота по КТК должны были быть увеличены, ущерб будет еще больше, считает эксперт.
"Плюс еще нужно туда добавить восстановление самого объекта. Это же тоже деньги. В общей сложности ущерб где-то в районе $2 млрд. Конкретно бюджет Казахстана (недополучит - Sputnik), порядка 300 млрд тенге, навскидку. А это бюджет (годовой - Sputnik) нашей области небольшой", - уточнил он.
Также Олжас Байдильдинов удивлен тем, что даже спустя три дня после атаки на КТК по ситуации до сих пор не высказались представители внешнеполитического ведомства страны и правительства.
"Не озвучена своя позиция, не осудили эту атаку. Хотя уже все официальные лица России обозначили свою позицию. Даже Украина уже признала, что это их атака. И они сказали: "Мы оставляем за собой право продолжать такие атаки, если посчитаем нужным", - удивляется эксперт.
По мнению Байдильдинова, такое положение дел наверняка повлияет и на оценку инвестиционного климата в стране, так как тот, кто вкладывает в нее свои средства, хочет быть уверен, что они защищены государством и не будут потеряны.

"Поэтому Казахстан должен обозначить позицию. У нас, к сожалению, в Казахстане нет посла Украины сейчас. То есть формально, в МИД Казахстана некого даже вызвать, чтобы вручить ноту протеста и так далее. Значит, я говорил, надо из Украины отозвать все посольство Казахстана, потому что Касым-Жомарт Кемелевич подчеркивал все эти годы, что мы нейтральное государство, мы не поддерживаем стороны конфликта.

Мы за то, чтобы были переговоры. И вот с учетом всего этого почему-то украинские силы бьют по нефтепроводу, который напрямую влияет и на казахстанские компании, и на бюджет Казахстана. Так что это, наверное, повод сделать вывод о том, кто на самом деле друг и враг Казахстана", - считает Олжас Байдильдинов.

О договоре с Венгрией по поставкам нефти

Комментируя недавние договоренности о поставках казахстанской нефти, достигнутые между Минэнерго Казахстана и Венгрией во время визита в Астану министра иностранных дел этой страны Петера Сийярто, Олжас Байдильдинов отметил, что относится к этим планам скептически.
"Во-первых, помните, в предыдущие годы очень гремела новость о том, что Казахстан будет поставлять нефть в Германию, и там какие-то цифры назывались? И для кого-то они, может быть, казались большими. Я всегда говорил, что там миллион-миллион двести тонн, которые Казахстан собирается поставлять в Германию. В итоге не добирал этот объем по году. Для Германии, которая потребляет в год 100 миллионов тонн нефти, это 1%. Никакого влияния на немецкую экономику это не оказывает", - отмечает эксперт.
Также, по его словам, важно понимать, что две трети добываемой нефти приходится на месторождения "Тенгиз", "Карачаганак" и "Кашаган", в которых у "КазМунайГаза" лишь небольшая доля. В то время как у других независимых казахстанских компаний добыча нефти снижается год от года.
"Нужно понимать, что у нас нет пространства для маневра, чтобы "раскидываться" нефтью: "Мы сейчас туда поставим, мы сейчас сюда нарастим, на Луну…". Это просто больше такая риторика, что мы сейчас какие-то объемы туда заместим. Это не такие большие объемы. У нас нет свободных объемов для экспорта и, более того, это больше риторика, наверное, для самих европейцев, что: "Вот, мы хотим диверсифицировать поставки из России", - отмечает Олжас Байдильдинов.
Объясняя свое мнение, он подчеркивает, что между Казахстаном и монархиями Персидского залива существует большая разница. Заключается она в том, что "КазМунайГаз" владеет лишь 25% в национальной нефтедобыче, в то время как в Арабских Эмиратах либо Саудовской Аравии нацкомпании владеют 90-100%
"Естественно, они могут там росчерком пера, условно говоря, переориентировать любые объемы, куда они захотят", - объясняет Байдильдинов.
Именно поэтому, по его словам, от договора по поставкам казахстанской нефти в Венгрию не стоит ждать какой-то особой экономической выгоды для страны.
Лента новостей
0