Крепче рукоятки держи, курьер

Полиция с начала года оформила более четырех тысяч штрафов доставщикам на электровелосипедах

Полиция фиксирует «значительное» число жалоб от населения на курьеров, использующих электровелосипеды для перевозки еды и посылок по городу, сообщили «Ъ» в ГУ МВД по Москве. ГИБДД в связи с этим проводит рейды, штрафуя доставщиков за нарушения на тротуарах: только в 2025 году было вынесено более 4 тыс. постановлений. В дептрансе Москвы заявили, что контролируют все поездки курьеров по камерам, передавая данные о нарушителях в сервисы доставки. С 1 мая, напомнили в департаменте, доставщикам будет запрещено разгоняться быстрее 25 км/ч.

Сотрудники ГИБДД в ходе рейда выясняют мощность двигателя курьерского электровелосипеда — от этого зависит размер штрафа

Сотрудники ГИБДД в ходе рейда выясняют мощность двигателя курьерского электровелосипеда — от этого зависит размер штрафа

Фото: Кирилл Зыков / РИА Новости

Сотрудники ГИБДД в ходе рейда выясняют мощность двигателя курьерского электровелосипеда — от этого зависит размер штрафа

Фото: Кирилл Зыков / РИА Новости

О том, что ГИБДД проводит спецрейды для контроля курьеров на электровелосипедах, СМИ сообщали в начале февраля, со стороны полиции и Госавтоинспекции подтверждений не было. «Ъ» направил запрос в ГУ МВД по Москве. «В силу актуальности вопроса профилактики нарушений, совершаемых велосипедистами, в том числе велокурьерами, обусловленной значительным количеством поступающих жалоб, работа в данном направлении проводится на постоянной основе»,— ответили там.

В целях повышения «эффективности ежедневной работы» в городе периодически проводят общегородские профилактические мероприятия «Велокурьер», рассказали в полиции, но в этом году их еще не было. Подразделения ДПС проводят локальные мероприятия (рейды) в отдельных районах и округах. «Особое внимание уделяется контролю за соблюдением велокурьерами правил перехода пешеходных переходов, а также соблюдению правил использования тротуаров»,— говорят в полиции. На территориях, прилегающих к пунктам выдачи заказов, проверяют нарушения правил остановки и стоянки, создание препятствий для движения пешеходов и транспортных средств, а также «возможные» нарушения общественного порядка.

По данным дептранса Москвы, в городе работает более 100 тыс. курьеров на транспортных средствах. Они перевозят до полумиллиона заказов в сутки. На рюкзаках курьеров должны быть номера для идентификации работника и светоотражающие элементы. С 1 мая 2025 года электровелосипеды курьеров должны быть оборудованы ограничителями скорости (максимально разрешенный лимит составит 25 км/ч).

Курьеры, поясняют в ГУ МВД по Москве, используют электровелосипеды двух типов в зависимости от мощности двигателя. Если мощность не превышает 0,25 кВт, то это средство индивидуальной мобильности (такой же статус имеют электросамокаты), если больше, то это мопед.

Для определения мощности ГИБДД задерживает и направляет электровелосипеды на экспертизу в ГБУ «Московский исследовательский центр» (МИЦ, входит в структуру департамента региональной безопасности Москвы). Рюкзак при этом остается у курьера — он может продолжить развозить посылки, но уже пешком либо с использованием общественного транспорта, пояснил «Ъ» президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС Александр Митюков.

В МИЦ «Ъ» рассказали, что в апреле 2024 года ГУ МВД по Москве попросило департамент региональной безопасности организовать экспертизу электродвигателей, для этого был разработан «методический подход с использованием инновационных методов» (детали неизвестны).

Точное количество проведенных экспертиз в МИЦ и полиции не называют. Также неизвестна и доля нарушителей, чьи электровелосипеды были признаны мопедами.

По результатам экспертизы принимается решение о привлечении курьера к ответственности как мопедиста или как водителя СИМ. По данным ГУ МВД по Москве, в 2025 году полицейские составили в отношении велокурьеров около 4 тыс. материалов за нарушение правил движения по тротуарам, но неизвестно, по каким составам. На мопеде по тротуару ездить вообще запрещено (штраф 2 тыс. руб., ч. 2 ст. 12.15 КоАП). У мопедиста также должны быть права категории «М», он подчиняется тем же правилам, что и обычный автомобилист (например, обязан проходить медицинское освидетельствование). За вождение без прав санкция достигает 15 тыс. руб. Водитель СИМ имеет право ехать по тротуару, если нет велодорожки, велополосы или по каким-то причинам нельзя проехать вдоль обочины (при нарушении этого правила штраф составляет 800 руб., согласно ч. 2 ст. 12.29 КоАП).

«К нам регулярно приходят обращения жителей города, связанные с передвижением по городу курьеров,— заявили «Ъ» в столичном дептрансе.— Все замечания мы рассматриваем и отправляем в работу в сервисы доставки. Для нас важно, чтобы курьерский сервис был не только удобным, но и безопасным». Нарушения, которые допускают курьеры, фиксируются камерами Центра организации дорожного движения — информация передается компаниям доставки (в 2024 году было передано более 9 тыс. таких материалов).

«Рейды по проверке курьеров и их транспортных средств проводились и ранее, но с начала 2025 года их количество увеличилось,— говорит Александр Митюков из ассоциации МАКС.— Для бизнеса это не было неожиданностью: компании доставки, шеринговые сервисы были предупреждены заблаговременно».

По оценкам господина Митюкова, 75% курьерских электровелосипедов в Москве — собственность самих курьеров: именно эти транспортные средства чаще попадают под контроль ГИБДД и изымаются для экспертизы.

Остальные 25% — транспортные средства, которые выдают курьерам компании (например, «Яндекс»), или арендованные электровелосипеды: у них, как правило, мощность ограничена 0,25 кВт, скорость — 25 км/ч. Это «Ъ» подтвердили в пресс-службе сервисов доставки «Яндекса». К таким курьерам, как правило, вопросов со стороны ГИБДД не возникает, говорит Александр Митюков.

Комментируя статистику ГИБДД, в «Яндексе» сказали, что компания «получает сигналы о том, что в городе проводятся рейды, в ходе которых изымаются личные транспортные средства курьеров». «У города есть запрос на создание безопасной транспортной среды, и совместно с властями сервисы доставки "Яндекса" работают над разработкой решений, которые помогают повысить безопасность всех участников движения»,— заявили в компании. Там утверждают, что регулярно обучают курьеров ПДД, кроме того, у компании есть «велопомощники», следящие за соблюдением правил парковки велосипедов у дарксторов.

В ассоциации МАКС считают, что лимит мощности, при превышении которой электровелосипед начинает считаться мопедом, нужно поднимать с 0,25 до 1 кВт, считает Александр Митюков, но скорость должна быть ограничена 25 км/ч. «Существующая норма была принята много лет назад, когда электровелосипеды использовались в основном для велопрогулок,— поясняет он.— Сегодня на курьерском электровелосипеде перевозят тяжелые сумки, он является полноценным участником дорожного движения». От мощности, говорит эксперт, зависит, как легко электровелосипед сможет ехать при подъеме в гору или перевозке груза. Предложения по изменению ПДД, говорит господин Митюков, будут направлены в МВД России от бизнеса и ассоциации МАКС.

Иван Буранов

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Юбилейная встреча

FONBET выступит титульным партнером матча в честь 20-летия победы ПФК ЦСКА в Кубке УЕФА

Промо

Без границ и ограничений

В Челябинске при поддержке «ДоброFON» прошел II Международный фестиваль адаптивных видов спорта «Импульс»

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×