Нефтяники включают сервис

Сектор ждет консолидация вокруг крупнейших игроков

Нефтесервисный рынок трансформируется на фоне сокращения добычи углеводородов и стагнации спроса. Как считают в группе ДРТ, эти факторы приведут к консолидации российского сектора вокруг крупнейших игроков, а также увеличению доли сервисных подразделений внутри вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Российские игроки нефтегазового сектора в ближайшие пять лет будут наращивать собственные нефтесервисные мощности, прогнозируют эксперты группы ДРТ (ранее Deloitte в РФ). По их оценке, доля принадлежащих ВИНК подразделений в структуре нефтесервисного рынка к 2030 году достигнет 55% по сравнению с 41% в 2023 году. Будет расти и доля крупнейших независимых сервисных компаний с годовой выручкой свыше 10 млрд руб., с 29% в 2023 году до 35% в 2030 году, ожидают аналитики ДРТ.

По их прогнозу, большая четверка иностранных нефтесервисных компаний к 2030 году продолжит работать на российском рынке после передачи управления российскому руководству (Baker Hughes и Halliburton) или с ограничениями на передачу технологий от головной компании (SLB и Weatherford). В 2023 году на них в России приходилось 16%.

В ДРТ отмечают, что сейчас открытый рынок сокращается на фоне покупки крупными нефтекомпаниями независимых игроков и создания собственных сервисов.

Усилившаяся ценовая конкуренция привела к ухудшению финансового состояния многих нефтесервисных компаний и ускорению консолидации, указывает руководитель исследовательского центра ДРТ Виталий Михальчук. Если такая тенденция сохранится, до 2030 года открытый рынок продолжит сокращаться, и оставшиеся зарубежные нефтесервисные компании будут переданы российскому руководству.

Как указывают в ДРТ, участники нефтесервисного рынка сталкиваются с целым рядом вызовов, ключевые из которых — недостаточный и нестабильный спрос для окупаемости долгосрочных проектов и ускорение инновационных изменений в высокотехнологичных сегментах. Они полагают, что в текущих условиях преимущества получают игроки, которые концентрируются на одном из своих наиболее сильных направлений деятельности.

Главными проблемами российских компаний господин Михальчук называет рост стоимости займов, увеличение инфляции и налоговой нагрузки, а также дефицит кадров и отсутствие предпосылок для роста добычи нефти и конденсата. Особенно сильно эти проблемы влияют на малые и средние компании, что будет способствовать концентрации рынка вокруг крупных игроков, говорится в исследовании.

Среди сложностей аналитики также называют потерю доступа к зарубежным технологиям — инженерному сопровождению при горизонтальном бурении, бурению на шельфе, некоторым инструментам интенсификации добычи и программному обеспечению.

Эта проблема, отмечают в ДРТ, частично решается с помощью импорта через посредников в дружественных странах, поиска альтернативных поставщиков в Китае и собственных разработок. Но результативность замещения зависит от господдержки и инвестиций нефтяных компаний, указывает Виталий Михальчук.

Управляющий партнер Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин, напротив, считает, что доля внутреннего сервиса ВИНК не увеличится или даже снизится к 2030 году. «Это связано с тем, что ВИНК заинтересованы в конкуренции на рынке, а также в условиях дефицита по ряду технологий столкнулись с падением эффективности внутреннего сервиса»,— считает он. Эксперт напоминает, что важно разделять внутренний закрытый сервис, то есть работающий только на материнскую компанию, например как у «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» (на такие приходится 24% рынка), и открытый внутренний сервис, связанный с ВИНК, но оказывающий услуги сторонним заказчикам. К таким игрокам аналитик относит ЛУКОЙЛ, «Татнефть» и «Газпром нефть», оценивая их долю в 18% рынка.

По оценкам Kasatkin Consulting, доля крупных независимых игроков по итогам 2025 года увеличится до 27% с 20% в 2023 году в связи с ожидаемым поглощением более мелких конкурентов. Господин Касаткин также ожидает, что в результате объединений в 2025–2026 годах может появиться и новый участник — как частный, так и государственный.

Как отмечает Дмитрий Касаткин, важнейшим фактором роста рынка будет постоянный рост инвестиций в добычу для сохранения ее текущего уровня из-за ухудшения геологических условий. Появление отдельных локальных технологий в отрасли, по его мнению, возможно после 2027 года. Аналитик ждет роста доли сегментов заканчивания и механизированной добычи, а также прогнозирует увеличение доли горизонтального бурения. В 2024 году проходка российских нефтегазовых компаний в горизонтальном бурении выросла на 9,5%, до 20,46 тыс. км, что эксперты связывали с доосвоением зрелых месторождений со снижающимися запасами (см. “Ъ” от 28 января).

Ольга Мордюшенко

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×