13 Августа 07:33

USD 79.7796

0

EUR 92.88

0

Brent 66.28

-0.09

Природный газ 2.923

+0.02

3 мин
2221

Чехия вновь фиксирует перебои с поставками нефти по МНП Дружба

Правительство готово воспользоваться нефтепроводом TAL+ в качестве альтернативы.

Чехия вновь фиксирует перебои с поставками нефти по МНП Дружба

Прага, 4 мар - ИА. Neftegaz.RU. Власти Чехии зафиксировали перебои с поставками нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба.
Об этом заявил министра промышленности и торговли республики Л. Влчека.

Тезисы министра:

  • мы осведомлены о ситуации и работаем над ее решением;
  • нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в стране хорошо подготовлены к случившемуся, и в то же время у нас есть надежная система государственных резервов, поэтому я должен еще раз заверить всех, что нефти достаточно для нужд домохозяйств и предприятий;
  • в случае, если поставки по МНП Дружба не будут восстановлены, мы перейдем на поставки по нефтепроводу TAL+, который уже технически готов.
Причины прекращения транзита не приводятся.

Напомним, в Чехии есть 2 НПЗ: в г. Кралупи-над-Влтавоу и в г. Литвинов.
Оба предприятия контролируются польской Orlen, которая занимается развитием альтернативных маршрутов поставок за счет расширения мощностей трансальпийского трубопровода TAL, но также сохраняет поставки российской нефти на эти НПЗ.

Тезисы представителя Orlen Unipetrol П. Кайдла:

  • в настоящее время производство топлива на обоих чешских НПЗ осуществляется без ограничений и на полной мощности;
  • однако, чтобы обеспечить снабжение НПЗ в Литвинове и производство топлива для чешского рынка до момента начала поставок сырья по нефтепроводу TAL/IKL, мы обратились в Государственное управление материальных резервов с просьбой о предоставлении кредита на сырую нефть.
В последний раз о проблемах с поставками по НМП Дружба Чехия заявляла в декабре 2024 г. Непродолжительные сбои наблюдались в начале и конце месяца.
Местные СМИ сообщали, что это произошло по административной причине.

Тогда в качестве меры предосторожности правительство приняло решение предоставить компании Orlen Unipetrol 330 тыс. т нефти из резервных запасов, чтобы обеспечить поставки нефти на случай более длительной приостановки транзита.
Однако после возобновления поставок по МНП Дружба необходимость в использовании резервных запасов отпала.

Сейчас Чехия получает нефть из 2х источников:

  • российская нефть в Чехию поступает по МНП Дружба;
  • остальной объем нефти импортируется через Германию по нефтепроводу IKL, транспортная система которого связана с итальянским трансальпийским нефтепроводом TAL.

Проект TAL+

  • нацелен на увеличение поставок нефти в Чехию на 4 млн т/год с 2025 г.;
  • инвестиции чешского трубопроводного оператора Mero для реализации проекта оцениваются в 1,6 млрд чешских крон (около 70 млн долл. США);
  • работы, связанные с расширением пропускной способности TAL, коснулись объектов в 4х странах - Италии, Австрии, Германии и Чехии;
  • нефтепровод напрямую связан с инфраструктурой Mero в Фобурге (Бавария), откуда нефть транспортируется в Чехию по трубопроводу IKL.

По западному маршруту этих 2х нефтепроводов Чехия будет получать до 8 млн т/год сырья, что полностью покроет потребности НПЗ страны.
Крупнейшие акционеры консорциума TAL - OMV (32%) и Shell (19%), также в числе совладельцев еще несколько международных игроков.

Трансальпийский нефтепровод (Transalpine Pipeline, TAL)

  • соединяет порт Триест на северо-востоке Италии с НПЗ в Австрии и на юге Германии;
  • мощность составляет 850 тыс. барр./сутки или порядка 43 млн т/год;
  • протяженность - 753 км;
  • разделен на 3 участка:
    • TAL-IG - участок протяженностью 465 км, соединяющий нефтебазу в Сан-Дорлиго-делла-Валле с нефтебазой в Лентинге и снабжает 6 НПЗ:
      • 2 НПЗ OMV в Австрии (в г. Швехат вблизи от г. Вена) и в Германии (г. Бургхаузен в Баварии),
      • 2 чешских НПЗ в г. Кралупи и Литвинов через систему MERO,
      • 2 немецких НПЗ (Bayernoil в г. Фобург-ан-дер-Донау и НПЗ Gunvor в г. Ингольштадт);
    • TAL-NE - участок длиной 22 км, соединяющий нефтебазу в Лентинге в Баварии с НПЗ Bayernoil в г. Нойштадт;
    • TAL-OR - участок протяженностью 266 км идет от нефтебазы Лентинге к НПЗ MiRO в г. Карлсруэ.
  • ответвление от МНП TAL в Чехию:
    • называется МНП Ingolstadt - Kralupy - Litvínov (IKL), хотя начинается не в г. Нойштадт, а в г. Фобург-ан-дер-Донау в Баварии и далее проходит через г. Нойштадт и лишь затем идет к чешским НПЗ в г. Кралупи-над-Влтавоу и Литвинов;
    • общая протяженность МНП IKL составляет 347 км, в т.ч. по территории Чехии 169 км,
    • пропускная мощность - 11 млн т/год;
    • МНП IKL имеет достаточную мощность для замещения поставок российской нефти, а вот МНП TAL требуется модернизация.
В 2023 г. доля российской нефти в общем объеме поставок нефти в Чехию составила 58%, что соответствует 4,3 млн т нефти из полученных республикой 7,4 млн т.
В 2024 г. страна снизила импорт нефти на 12% по сравнению с 2023 г., до 6,5 млн т.
Из этого объема 2,7 млн (42%) было поставлено из России - это в 1,6 раза меньше по сравнению с 2023 г., однако РФ сохранила лидерство среди поставщиков.

Автор: А. Гончаренко


Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram