Электромобили прогуливают зарядку

Операторы ЭЗС фиксируют низкую загрузку станций

Операторы электрозарядных станций (ЭЗС) обеспокоены их низкой загрузкой из-за медленного роста парка электромобилей. По оценкам участников рынка, средняя загруженность составляет 4,5–6%. Отраслевая ассоциация на этом фоне обратилась в Минэнерго с просьбой разрешить перемещать недозагруженные станции без возвращения субсидий.

Электрозарядная станция в Санкт-Петербурге

Электрозарядная станция в Санкт-Петербурге

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Электрозарядная станция в Санкт-Петербурге

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Средняя загруженность зарядных станций для электромобилей составляет 4,5–6%, сообщили опрошенные “Ъ” участники рынка. «Атомэнерго» оценило загрузку ЭЗС по рынку в 5–6%. «У нас есть станции с загрузкой 27%, есть менее 5%. У некоторых станций с низкой загрузкой срок окупаемости выходит за пределы десяти лет»,— говорят в компании.

Гендиректор Sitronics Electro Андрей Гурленов сообщил, что загрузка ЭЗС компании в два раза ниже плановой. О недозагрузке говорит и гендиректор «ЭЗС РусГидро» Леонид Чурилов.

Заместитель гендиректора по цифровой трансформации «Россетей» Константин Кравченко в ходе делового завтрака “Ъ” 26 марта оценил уровень загрузки ЭЗС компании в 4,5% — примерно час в сутки. Чтобы станция окупалась по OPEX, должно быть 9% загрузки в сутки, по CAPEX — 30%, добавил топ-менеджер. Проблема, по его мнению, в нехватке электромобилей. По данным «Автостата», продажи новых электромобилей в январе—феврале этого года упали на 63%, до 1,27 тыс. штук.

«Думаю, у всех операторов ситуация приблизительно такая же,— говорит председатель Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций (АПОЭ) Армен Сафарян.— Некоторые региональные игроки могут иметь лучшую картину, поскольку у них на местах прирост электротранспорта более динамичен». Удручающей, по его мнению, стала загрузка ЭЗС на платных автодорогах: с отменой льготы на бесплатный проезд для электромобилей зарубежного производства объем услуг сократился на 15%.

Росту зарядной инфраструктуры способствовала программа субсидирования установки ЭЗС, действовавшая в 2022–2024 годы. Максимальная субсидия составляла 60% от стоимости станции, но не более 1,86 млн руб.

В АПОЭ поясняют, что в рамках субсидии у инвестора есть обязательства перед регионом по обеспечению работоспособности ЭЗС в локации установки в течение пяти лет. Часть станций, поставленных по программе, недозагружена, но операторы могут их переместить только с возвратом субсидии. АПОЭ обратилась в Минэнерго с просьбой скорректировать программу «Развитие энергетики», заявил Армен Сафарян на деловом завтраке “Ъ”. Одно из предложений — разрешить менять местоположение недозагруженных ЭЗС без возвращения субсидии. По его словам, когда льготы на технологическое присоединение отменили, а доступные мощности на 150 кВт стало сложнее найти, операторы более профессионально начали относиться к отбору локаций для ЭЗС. В Минэнерго отказались от комментариев.

В «Россетях» подтвердили “Ъ” факт низкой загрузки ЭЗС, но сообщили, что не видят потребности в массовом переносе своих станций. «Необходимо продолжать совершенствовать механизм предоставления госсубсидий операторам станций и мотивировать участников эффективно размещать ЭЗС изначально за счет более точечного подхода при определении размера субсидии»,— считают в компании. В «Атомэнерго» видят выход в предоставлении субсидий, бесплатных парковок и проезда по платным трассам, целевых программах по оснащению автопарков электромобилями. Соответствующие предложения компания готовит на базе Центра электромобильности ассоциации «Цифровая энергетика» и направит в органы исполнительной власти.

Леонид Чурилов полагает, что необходимо стимулировать покупку электромобилей физлицами и корпоративными клиентами. Принятые в первом чтении поправки к закону «О такси», отмечает он, исключают применение электромобилей в такси, а далее и в каршеринге. «Важно субсидирование не только производителей ЭЗС, но и операторов»,— отмечает эксперт.

Управляющий директор Punkt E Константин Алябьев говорит, что средние цифры загрузки ЭЗС по всем регионам пока ниже целевых, но с ростом инфраструктуры начинается рост парка электромобилей, что загружает станции. По его словам, уже десятки ЭЗС компании превысили целевой уровень загрузки в 30%.

Анна Тыбинь

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Четверка лучших

Определились победители первого круга «ДоброFon» — чемпионата России по волейболу сидя среди людей с поражением ОДА

Промо

Память и помощь

В рамках благотворительного проекта «Города Героев» оказана поддержка психоневрологическому интернату в Калаче-на-Дону

Подпишитесь на рассылку
Свежий номер газеты
Коммерсантъ
Подписаться
Спасибо, не сейчас
×