Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку
Главный слайд
Начало статьи
Геополитика против барреля
Давление на котировки
ОПЕК+ в режиме наблюдения
Сценарий 1: нефть по $40 — стресс для бюджета
Сценарий 2: нейтральный — $60–65 в ближайшие месяцы
Сценарий 3: позитивный — возвращение к $75–80
EN
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мировые цены на нефть продолжают снижаться уже вторую неделю подряд на фоне усиливающейся торговой конфронтации между США и Китаем, а также ожиданий замедления глобального спроса. Есть и другие факторы. Текущее падение может быть лишь началом новой волны волатильности, считают эксперты и аналитики рынка. Подробнее — в материале «Известий».

Геополитика против барреля

Руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова называет ключевой причиной падения цен эскалацию торгового конфликта между Вашингтоном и Пекином. По ее словам, ответные меры Китая, включая отказ от импорта американского СПГ, усилили неопределенность на сырьевом рынке.

Контейнеры
Фото: Global Look Press/Cfoto

— Торговая война между США и Китаем нанесет больший урон Соединенным Штатам, которые не смогут покупать необходимое электронное, электрическое, энергетическое оборудование, продукцию тяжелого машиностроения. При этом Китай уже отказался от импорта американского СПГ, увеличив закупки газа из альтернативных источников, — говорит доктор экономических наук, доцент Института экономики, математики и информационных технологий Президентской академии, директор «Наанс-Медиа» Тамара Сафонова.

Давление на котировки

Кроме того, давление на котировки усиливается и со стороны ожиданий по действиям ФРС США, укрепляющегося доллара и слабеющего промышленного спроса в Азии, добавляет Ольга Орлова.

— Сейчас нефть не столько энергетический ресурс, сколько индикатор глобальной экономической нервозности. Любая нестабильность между крупными торговыми блоками автоматически сказывается на котировках, — отметила она.

Денежные купюры доллары
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В текущей ситуации турбулентности, которая спровоцирована новым витком торговых войн США, изменения конфигурации международных экономических союзов именно устойчивость альянса ОПЕК + является фактором стабилизирующего воздействия на рынок, считает Тамара Сафонова.

ОПЕК+ в режиме наблюдения

Коалиция ОПЕК+, несмотря на сохраняющуюся риторику о единстве, пока не выработала четкую стратегию по ответу на текущее падение цен. Саудовская Аравия и ОАЭ демонстрируют готовность к новым сокращениям, но ждут сигналов от России и Ирана.

— Сейчас идет торг: с одной стороны, страны Персидского залива хотят жестких квот, с другой — некоторые члены, включая Россию, сдержанны в обязательствах. Внутреннее потребление в РФ растет, и сокращать добычу в момент, когда внутренний рынок оживляется, — крайне непопулярная мера, — говорит ведущий аналитик Amarkets Игорь Расторгуев.

Нефтяная вышка
Фото: Getty Images/William_Potter

При этом отказ от новых сокращений может привести к новому витку ценовой войны, как это уже было в 2020 году.

— На этом фоне координация с ОПЕК+ — это не только вопрос экономики, но и геополитики. Любой сигнал о расколе в альянсе мгновенно обрушит цены, — отмечает аналитик.

Сценарий 1: нефть по $40 — стресс для бюджета

Если в ближайшие месяцы цена нефти опустится до $40 за баррель и задержится там, последствия для России будут ощутимыми. В структуре федеральных поступлений доля нефтегазовых доходов по-прежнему превышает треть, что делает экономику чувствительной к внешним ценовым колебаниям, отмечают опрошенные эксперты.

— Бюджетная формула учитывает как стоимость нефти марки Urals, так и валютный курс. Но даже если курс рубля начнет корректироваться вслед за снижением цены, это не полностью компенсирует выпадающие доходы. Особенно если цена опустится ниже $50 за баррель и задержится там надолго, — говорит Игорь Расторгуев.

Дополнительным источником давления может стать корректировка демпфирующего механизма — инструмента, позволяющего сглаживать внутренние цены на топливо. При низких ценах на нефтепродукты сумма субсидий компаниям снижается, но одновременно возрастает бюджетная нагрузка на социальные обязательства, отмечает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

— Если падение продлится дольше двух месяцев, властям придется корректировать параметры бюджета либо активировать ФНБ. Альтернативный сценарий — пересмотр обязательств в сторону сдержанности, — отмечает она.

Банк России
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Субсидированные выплаты в виде демпфера будут зависеть от цены на нефтепродукты на внешнем рынке. При падении цены на нефть сумма демпфера снижается. Таким образом, помимо мировых цен на бюджетное наполнение также окажет влияние валютная политика Центробанка, — отметила Тамара Сафонова.

Нефтегазовые доходы бюджета России зависят как от цены нефти Urals на внешнем рынке, так и от курса национальной валюты и суммы выплат из бюджета демпфирующей компоненты, обратного акциза и инвестиционной составляющей, заявила Тамара Сафонова.

— При $40 за баррель мы выходим за рамки бюджетного правила. Это значит, что поступления в ФНБ будут не просто снижены — их может не быть вовсе. Минфин будет вынужден «распечатывать» накопления либо прибегать к заимствованиям, — говорит Екатерина Косарева.

В таком сценарии на внутреннем рынке возможны ускоренные меры по налоговой корректировке, повышению акцизов и заморозке части инвестпрограмм. Давление также почувствуют нефтяные компании — особенно малые производители и независимые НПЗ, которые окажутся вне зоны субсидий.

Сценарий 2: нейтральный — $60–65 в ближайшие месяцы

При стабилизации цен в диапазоне $60–65 за баррель Россия сможет сохранить баланс без экстренных мер. В этом случае бюджетное правило будет соблюдаться, выплаты по демпферу — прогнозируемыми, а ФНБ сохранит устойчивость.

— Это базовый сценарий. Он предполагает, что ОПЕК+ сохранит текущие параметры добычи, а геополитическое давление останется в рамках риторики, без новых санкций или торговых шоков, — говорит Ольга Орлова.

Минфин здание
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По ее словам, в этом сценарии Минфин сможет аккуратно адаптировать бюджет, не прибегая к жесткой экономии. Однако инвестиционные расходы останутся под давлением.

Сценарий 3: позитивный — возвращение к $75–80

Возврат нефти к отметке $75–80 возможен в случае стабилизации ситуации между США и Китаем и принятия ОПЕК+ дополнительных решений о сокращении.

— При таком раскладе российский бюджет не просто сбалансирован — появляется пространство для увеличения расходов и укрепления рубля, — отмечает Косарева. — Это также усилит экспортные позиции и снизит необходимость корректировок налоговой системы.

Рубль график
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Однако аналитики предупреждают: этот сценарий оптимистичный и требует синхронности действий сразу по нескольким направлениям — от внешней политики до логистики.

«Известия» отправили запрос в Минэнерго РФ по поводу возможного влияния цен на нефть на бюджет, а также с вопросами о перспективах дальнейшего снижения цен, однако на момент публикации ответа от ведомства не поступило.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением